Цветовые модели. CMYK
Вступление
В прошлых статьях мы уже рассказывали вам про природу цвета, про цветовую модель RGB и про сочетание цветов. Но для тех, кто эти статьи не читал (совершенно, к слову сказать, напрасно), или для тех, кто просто немного их подзабыл, хочу напомнить кое-какую ключевую информацию.
Как вы уже, возможно, знаете, мир вокруг выглядит таким красочным вовсе даже не потому, что окружающие нас предметы цветные. На самом деле, цвета содержатся в самом свете, а предметы всего лишь отражают и поглощают часть его лучей. Остальную работу проделывают глаза, которые и воспринимают отраженный свет как информацию о цвете предмета. Свет, который отражается от предметов, называется, как это ни парадоксально, отраженным.
Бывает также излученный свет. Излученный свет — это свет, который предметы излучают. Например — солнце, лампочка, световой меч, экран монитора. В статье «Цветовые модели. RGB»было рассказано, что для того, чтобы на экране монитора получить тот или иной цвет, в пикселе смешиваются сразу три световых луча (красный, зеленый и синий). Когда все они светят предельно ярко, получается белый цвет. Когда они не светят вообще, получается чёрный цвет. Ну а с помощью различных комбинаций яркости свечения этих лучей мы и получаем на мониторе нужный нам цвет. Цветовая модель, построенная на таком смешивании, называется RGB.
В этой статье речь пойдет о ещё одной цветовой модели, с которой должны быть знакомы все уважающие себя дизайнеры. Называется эта модель CMYK.
Откуда возникла модель CMYK?
Как мы выяснили, RGB используется в мониторах, которые в изначально выключенном состоянии как бы чёрные, и в этой схеме мы имеем дело с излучённым светом. Три световых луча светят с разной силой, и за счет этого наш глаз воспринимает некий результирующий, смешанный цвет.
Цветными предметы нам кажутся за счёт того, что их поверхность часть света поглощает, а часть — отразила. Соответственно, для того, чтобы на бумаге увидеть, скажем, бирюзовый цвет, нам нужно нанести на неё такое вещество, которое бы поглотило все остальные цвета, содержащиеся в луче света, который падает на бумагу.
Бумага отражает весь свет, который на неё падает, потому и кажется белой.Если на бумаге нанесена краска, часть света поглотится, а часть — отразится.
Как правило, вещество это носит название «краска», а в случае печати на принтере — «чернила».
Чтобы получить различные цвета на своих полотнах, художники используют десятки тюбиков с самыми разными красками. Кто-то использует акварель, кто-то — гуашь, кто-то — пастель. Вариантов много, а принцип один и тот же. Краска поглощает все цвета и отражает тот, который мы хотим на полотне отобразить. Чтобы сделать изображение красочным, художники часто берут с собой по пятьдесят тюбиков с самыми разными оттенками цветов, а потом ещё и их между собой перемешивают, чтобы получить именно тот оттенок, который задумали.
По сути, любые краски на любом полотне — это частично поглощенный, частично отражённый свет.Благодаря этому принципу, CMYK называют субтрактивной моделью. Субтрактивная (от англ. «subtract» — «исключать») означает «исключающая». Называют её так потому, что с помощью смешения четырёх чернил и нанесения их на белую поверхность добиваются эффекта, при котором часть спектра света, падающего на эту поверхность, поглощается, а отраженный свет позволяет наблюдателю различить на бумаге цвета.
Получается, чтобы при печати получить разные цвета, нам и нужно-то просто подобрать такие материалы, которые будут правильно отражать и поглощать свет. Но, согласитесь, если бы вам для принтера приходилось покупать много-много чернил разных оттенков, чтобы получать нужный цвет, как приходится делать художникам вас бы это вряд ли порадовало. Да и тех, кто работает в типографиях, тоже вряд ли порадовала бы такая цветовая модель, в которой было бы по 50 параметров с разными соотношениями.
Человек же стремится всё максимально оптимизировать. Для печати нужно было подобрать такие краски, которые в результате смешивания воспроизводили бы на бумаге максимальное количество цветов. В одной из прошлых наших статей Артём Морозов уже рассказывал о том, как из трёх цветов при их смешивании можно получить весь спектр. Этими цветами были синий, жёлтый и красный. Их определил в своё время Иоганн Вольфганг фон Гёте (да, тот самый, который написал «Фауста»).
Оставалось определить три оптимальных цвета чернил для смешивания при печати. Экспериментальным путём были выведены три основополагающих цвета, которые наилучшим образом с этой задачей справлялись — циан (cyan), пурпурный (magenta) и жёлтый (yellow). Цветовая модель, основанная на базе смешивания этих трёх цветов, получила название CMY.
Но был один нюанс — чёрный цвет. Если в RGB он получался в результате того, что отдельные пикселы монитора не работали, то в CMY он должен был бы получаться при смешивании трёх цветов в максимальной пропорции. То есть, нужно было бы смешать 100% циана, 100% пурпурного и 100% жёлтого. Уже само по себе получение чёрного цвета при таком подходе было бы весьма расточительным делом в части использования красок, но на этом проблемы не исчерпывались. На практике при смешивании этих красок получался не чёрный, а бурый или же тёмно-серый цвет. Выход был прост — добавить к этим трём цветам ещё один, чёрный.
Цветовая модель CMYK. То же, что и CMY плюс чёрный цвет.Так и получилось, что в модели CMYK используются четыре цвета. И чисто с математической точки зрения, добавление чёрного цвета позволяет отображать намного больше оттенков. О цветовом диапазоне этой цветовой модели мы поговорим чуточку позже, как и о том, почему модель получила такое название.
CMYK в действии
Прежде всего, стоит сказать, что результат существования CMYK мы видим практически повсюду! Любой печатный журнал и солидная часть полиграфической продукции, изготавливаемой офсетным путём (всякие там визитки, плакаты, буклеты, листовки), печатается на базе цветовой модели CMYK. Эта модель и была создана именно для сферы печати.
Давайте-ка разберемся, как эта модель работает! В некотором смысле, это похоже на то, как получались цвета в RGB. Но в RGB смешивались точки, излучающие разный свет на мониторе, а в CMYK смешиваются цветные точки, напечатанные на бумаге.
Количество этих точек, нанесённое на один квадратный дюйм (также известное как «плотность нанесения») по-английски называется DPI (drops per inch). Чем выше плотность нанесения точек, тем более качественной будет печать. Но, хоть современные технологии и позволяют наносить на один дюйм очень большое количество точек, намного больше 1000, даже в очень качественных глянцевых журналах такие макеты от дизайнеров не требуют. А всё потому, что для обычного человеческого глаза плотности в 300 точек вполне достаточно, чтобы вообще не замечать, что изображение состоит из точек.
Но если не верите, возьмите увеличительное стекло и какой-нибудь журнал и присмотритесь. Увидите что-то в духе:
Вот эта точечная структура изображения называется «растр».
Если бы можно было разложить это изображение на 4 составные части, мы бы увидели нечто наподобие:
Обратите внимание, что при ближайшем рассмотрении видно, что точки разных цветов расположены в ряды под разными углами. Так делают преднамеренно, чтобы они по возможности не накладывались друг на друга и не смешивались при печати, а располагались рядом. Угол наклона линий из точек называют «угол поворота растра», а расстояние между рядами точек — «линеатурой».
В чёрно-белой печати этот угол поворота растра равен 45º.
Для модели CMYK углы поворота растра следующие:
Cyan | Magenta | Yellow | Black |
---|---|---|---|
15º либо 105º | 75º либо 15º | 0º или 90º | 45º или 135º |
И тут любопытный читатель непременно задается вопросом: «А зачем все эти махинации?».
Сейчас скажу странную штуку — дело в том, что таким образом пытаются избежать «муара». Если говорить простым языком, муар — это когда в результате наложения двух параллельных рядов линий (или, в случае растра, точек), расположенных под разным углом, изображение начинает рябить. В жизни муар можно наблюдать, например, когда тюлевые занавески располагаются одна за другой. Или на сетчатом абажуре лампы.
Муар тут возникает оттого, что два ряда линий с разными интервалами между рядами линий, расположены под одним углом, и в какой-то момент неизбежно накладываются друг на друга.
Если бы точки в разных цветовых раскладках не располагались бы под разными углами, то на печати наложение цветовых рядов приводило бы к визуальным некрасивостям и «склеиванию» отдельных рядов в пестрые участки.
Как-то так:
Абсолютно любое изображение получается в результате того, что CMYK построено на базе смешивания четырёх оттисков этого изображения с различной плотностью нанесения того или иного цвета.
Загадка буквы «K» в аббревиатуре CMYK
Итак, мы уже выяснили, что значат первые три буквы CMYK — это аббревиатура по первым трём буквам цветов циан (cyan), фуксин (magenta) и жёлтый (yellow). И мы знаем, что помимо них в создании цвета на печати также участвует и чёрный цвет.
Но любой школьник знает, что по-английски «чёрный» — black. Тогда почему же модель называется CMYK, а не CMYB?
Распространены несколько толкований этой странности. Одно из них построено на предположении, что название «CMYK» попросту более милозвучная аббревиатура, нежели «CMYB», и K — это не первая, а последняя буква в слове blacK. Но теория эта кажется весьма сомнительной, потому что, на мой взгляд, обе эти аббревиатуры в своей милозвучности вполне могу посоревноваться.
Другие толкователи говорят, что такое название модели дали из более практичных соображений, чтобы избежать путаницы. Ведь синий цвет (blue) в английском тоже начинается с буквы B. Такое толкование я не раз встречал в множестве пособий по допечатной подготовке за авторством самых разных людей. Но лично меня оно всегда смущало. Так-то и модель RGB вполне можно было называть RGL, чтобы избежать путаницы синего и коричневого цветов. Коричневый (brown) же тоже начинается с буквы «B», а L — вторая буква в слове bLue.
В своё время Артемий Лебедев пытался дать этому феномену более рациональное толкование в своём «Ководстве». Его объяснение звучало так:
На самом деле CMYK расшифровывается как cyan, magenta, yellow, key color. Причем key color (ключевой цвет) может быть любым: хочешь — черным, а хочешь — серебряным.В англоязычной «Википедии» букву К также связывают со словом key, вот только не с словосочетанием key color, а с другим — key plate. Дело в том, что цветная печать в CMYK осуществляется с помощью совмещения 4 цветных пластин, и все они аккуратно выравниваются относительно ключевой, чёрной пластины (key plate), на которой, как правило, отмечаются контуры изображения, а также задаётся контрастность изображения.
Какому объяснению верить — решайте сами.