Цветовая модель HSB
Кто придумал HSB?
Модель HSB была создана Элви Реем Смитом, одним из основателей Pixar. Впервые была формально описана им в издании Computer Graphics в августе 1978 года.Элви Рей Смит (Alvy Ray Smith) — известный первопроходец в области компьютерной графики. В 1974 году, состоя в штабе Xerox PARC, занимался разработкой SuperPaint, одной из самых первых компьютерных программ для рисования. Основным вкладом Смита в эту программу было создание цветового пространства HSV, также известного как HSB. Свои первые компьютерные анимации он также создал в системе SuperPaint.
3 февраля 1986 года основал Pixar совместно с Эдом Кетмеллом (Ed Catmull). Во время финансирования компании Pixar Стивом Джобсом Элви Смит был исполнительным вице-президентом. В 1991 году Смит оставил Pixar, чтобы основать Altamira Software Corporation совместно с Эриком Лионсом (Eric Lyons) и Николасом Клеем (Nicholas Clay). В 1994 году компания была приобретена Microsoft, где Элви стал первым графиком. Он ушел из Microsoft в 1999 году и в настоящее время читает лекции и исследует историю цифровых технологий.
Как она работает?
Цветовую модель HSB можно наглядно изобразить трёхмерным графиком в виде торта. На верхней грани Hue цвета расположены по окружности, как на циферблате. То есть точки 0 и 360 обозначают один и тот же цвет. Saturation регулирует насыщенность цвета от 0 (чёрно-белая гамма) до 100 (максимальная насыщенность). Brightness меняет яркость от 0 (чёрный) до 100 (полное отсутствие чёрного).
Просмотрев все доступные в Adobe Photoshop цветовые системы, пользователи обычно останавливают выбор на HSB. Эта модель наиболее удобна в использовании, когда речь идёт о творческой работе с цветом. Человеку интуитивно понятны функции шкал Hue (тон или длина волны света), Saturation (насыщенность или интенсивность волны) и Brightness (яркость или количество света), что позволяет получить предсказуемые результаты.
На рисунке выше можно увидеть, что цветовой круг HSB состоит из уже знакомых нам наборов RGB и CMY, которые расположены таким образом, что каждый цвет находится напротив дополняющего (комплементарного) цвета, а сам расположен между двумя, из которых был получен по аддитивному принципу.
Аддитивный принцип смешивания цветов происходит при сочетании цветных излучений, как ранее упоминалось в статье про RGB. При этом цвета меняются в сторону осветления, в отличие от субтрактивного принципа, как на бумаге. Например, при наложении красного и зелёного получается жёлтый.
Другая особенность HSB — аппаратная независимость. При вводе информации на устройстве измеряются максимальные значения красного, зелёного и синего, которые затем переводятся в HSB. При выводе на экран эта цветовая модель преобразуется в RGB. Она не имеет собственных цветовых каналов, потому её координаты — абстрактное понятие.
HSB=HSV, не путать с HSL
Шкала Brightness модели HSB меняет яркость от чёрного до наиболее яркого. Шкала Lightness модели HSL позволяет менять яркость (или светлость) цвета от чёрного до белого, не касаясь шкалы Saturation. Точка наибольшей цветовой насыщенности находится посередине шкалы. Вот и всё различие. Тот или иной вид встречается в различных редакторах, потому координаты одного и того же цвета могут немного отличаться.
Заключение
Разработанная в 70-х для пионеров цифрового рисования, модель HSB отлично прижилась. В отличие от RGB и CMYK, в ней тон цвета отделён от насыщенности и яркости. Тем самым она позволяет подбирать цвета интуитивно, как при рисовании красками в реальной жизни.